Почти в каждом сообществе существует вера в то, что принято называть Жизнь после смерти, хотя конкретные предположения относительно такой жизни могут быть самыми различными. К числу основных вариантов относятся следующие: после физической смерти жизнь продолжается лишь с незначительными изменениями в условиях и качестве существования; человек живет несколько жизней и умирает несколько раз до своего настоящего исчезновения; каждый человек совершенствует свои духовные качества, "проживая" различные стадии, уровни и даже "плоскости"; людям уготовано телесное воскрешение в определенный день в будущем. С идеей о жизни в будущем тесно связана вера в перевоплощение (реинкарнация) — возвращение к земной (материальной) жизни в разных телесных оболочках.

Христианские воззрения на загробную жизнь включают в себя идею судного дня, когда будет определено, куда именно должна отправиться душа человека — в рай или ад, в зависимости от греховности прожитой им жизни. Неопределенно долгий период бестелесной жизни должен закончиться обретением телесной оболочки во время второго пришествия Христа, что также должно стать концом мира. Идеи христианства в значительной степени повлияли на спиритуализм XIX века, хотя некоторые спиритуалисты (например, Эндрю Джексон Дэвис) посвятили много усилий тому, чтобы понять, что происходит в промежуточном состоянии. Согласно Дэвису, диктовавшему свои лекции в состоянии транса, после физической смерти человек продолжает свой путь духовного совершенствования, проходя по нескольким небесным сферам. Это происходит до тех пор, пока не будет достигнута седьмая сфера, где душа человека сливается с "Бесконечным вихрем любви, мудрости и великого духовного Солнца божественного разума
Наиболее примитивные сообщества (племена) также имеют свои верования относительно того, что происходит с людьми, когда они умирают, хотя сама концепция загробной жизни не всегда формулируется достаточно отчетливо. Иногда эти верования сводятся к продолжению существования, причем без должного внимания к характеру такого существования. В других сообществах загробную жизнь представляют себе очень похожей на обычную земную. К примеру, верят в то, что там такой же тип социальной организации, но она дополнена изобилием всего. Именно такого рода представления легли в основу описания "Земли Счастливой Охоты", в которую верили американские индейцы. В некоторых сообществах загробная жизнь представлялась такой же, как на земле, но с точностью до наоборот. К примеру, в своих попытках связаться с миром мертвых люди высказывались и поступали прямо противоположно тому, как это полагалось делать в обычной жизни.

Земля мертвых не всегда располагается на небесах. Пожалуй, даже чаще ее помещают под землю. К примеру, племя зулусов полагало, что мертвые живут в подземном мире, где горы, реки и т.д. такие же, как и наверху. После смерти люди живут в деревнях, где доят коров, являющихся духами коров, убитых в земном мире. Или же, согласно верованиям других, мертвые могут жить на горе или в долине на поверхности Земли. Одному европейцу на Борнео удалось уговорить местных проводников сводить его на вершину горы, где, как считали туземцы, находится мир духов. Ему показали мох, на котором едят духи, и отпечатки копыт призраков буйволов, однако проводники наотрез отказались провести там ночь.
Как правило, в примитивных сообществах (племенах) верили, что знания о загробной жизни приходят к людям через ощущения шаманов - посредников между живыми и мертвыми. Шаманы имеют возможность посещать Землю мертвых в поисках душ, не способных вернуться в свои тела либо по причине несчастного случая, либо по причине болезни. Нередко утверждения шаманов дополнялись рассказами о Предсмертных ощущениях обычных людей, которых в такие моменты посещают видения, связанные с загробной жизнью.

Спиритуализм и анимистические представления сообществ, находящихся на племенном уровне развития, смыкаются в допущении связи между миром живых и миром мертвых. Анимистические представления о душе довольно сложны и совершенно различны у разных народов. Во многих сообществах различают собственно духа, отправляющегося в Страну мертвых, и отдельную его часть, способную перевоплощаться. Дух считается особенно сильным до того, как он отправится в Землю мертвых, но это не может произойти раньше, чем через три или четыре дня после физической смерти. Именно поэтому все стараются всячески облегчить это отправление и каким-то образом отбить у духа желание возвращаться потом и беспокоить живых (см. Погребальные обряды и обычаи , Места и типы захоронений).

Духи предков могут являться по каким-то особым случаям. Например, после смерти кого-либо из членов семьи. Однако считается, что при этом они уже не так опасны (см. Праздники и фестивали умерших). Танец призраков — это особый фестиваль североамериканских индейцев, когда, как считается, духи умерших возвращаются, чтобы пожить той жизнью, которую они вели до появления белого человека.